26.11.2021
|
Трудоустройство

Как найти свои сильные стороны для старта в новой профессии?

Разбираемся, как найти свою исключительность и как собирать «чемоданчик» для старта в новой сфере или профессии.
Автор статьи
Татьяна Блинова
Тимлид методического отдела EdMarket

Чем занять себя в декрете

Я работаю в сфере онлайн-обучения с 2000 года. Но это не значит, что у меня никогда не возникало мысли: «А тем ли я занимаюсь? Возможно, мне стоит сменить профессию и попробовать себя в новой сфере?» 

Я мама двоих детей, и так получилось, что в каждом декрете я осваивала новую специальность и меняла свой карьерный трек. 

Например, во время первого декрета я задумалась: я методист и специалист по корпоративному обучению, работаю в крупном банке. Мне нравится моя работа, но на этой должности не получится перейти на неполный рабочий день, чтобы больше времени посвящать ребенку. 

Тогда я решила, что хочу стать педагогом по раннему развитию детей и работать в детском центре с неполной загрузкой. Но как получить работу в сфере, где у меня, кажется, никакого опыта? Что общего у меня, бизнес-тренера, с детским обучением?

В один момент я просто взяла лист бумаги и составила список тех своих сильных качеств, которые могут пригодиться мне как будущему специалисту по раннему развитию. Например:

  • у меня большой опыт публичных выступлений
  • я умею общаться с людьми — с детьми и их родителями, и мне это нравится
  • у меня есть ребенок, и я хорошо понимаю боли клиентов центров раннего развития
  • я много читала о раннем развитии и хорошо разбираюсь в теме
  • я умею создавать обучение для взрослых и могу адаптировать педагогические подходы для детского обучения. 

И когда я озвучила список моих преимуществ на собеседовании, я получила работу, о которой мечтала. 

Похожим способом во время второго декрета я осваивала специальность копирайтера. Я снова составила список сильных качеств и увидела, что у меня уже есть опыт написания текстов, и он может помочь мне в новой профессии. 

Еще по теме: Как сменить профессию без потери в доходе?

Мы начинаем не с нуля

Вывод, который я сделала из своего опыта смены профессии, — осваивая новую сферу, мы начинаем не с нуля. Понятия «стартовать с нуля» не существует. В любую новую профессию вы приходите с «чемоданчиком» прежнего опыта, навыков, которые вы уже наработали и которые можете применить на новом месте. 

Мы собираем этот «чемоданчик» всю жизнь, и он становится нашей опорой, когда мы меняем карьерный трек. 

Поэтому первое, что нужно сделать, когда вы смотрите в сторону новой профессии — проверить содержимое вашего «чемоданчика». Посмотреть, что вы уже знаете и умеете и как этот опыт пригодится в новой сфере. 

Вот как это можно сделать. 

Шаг 1. Выпишите весь опыт работы, который у вас есть

Абсолютно весь, включая самый небольшой. Работали промоутером в школе? Помогали на кафедре в вузе? Постарайтесь вспомнить все. 

Шаг 2. Добавьте роли, которые вы играете достаточно часто

Вы можете быть мамой, собеседником, учителем для своих детей во время карантина или вне его. Вы можете брать на себя роль организатора, устраивая детские дни рождения. Можете играть роль человека, который следит, чтобы все вещи были на своих местах, и это тоже важный навык. 

Шаг 3. Напишите, что вы умеете благодаря опыту работы и тем ролям, которые вы играете

Например, я мать двоих детей. Я умею рано вставать, собирать детей в школу, организовывать их досуг, следить, чтобы они выполняли домашние задания и успевали на кружки. Все это характеризует меня как ответственного человека, который умеет работать в режиме многозадачности и выступать организатором. 

Скорее всего, на этом этапе у вас получится длинный список навыков, которые у вас уже есть. Посмотрите на него и похвалите себя за достижения, если еще не делали этого прежде. В вашем «чемоданчике» уже много полезного, и вы подготовлены для работы в очень разных сферах. В том числе в сфере онлайн-образования. 

Шаг 4. Подумайте, в каких сферах ваши сильные стороны станут преимуществом

Посмотрите на интересную вам профессию с позиции «что я здесь уже умею делать?»

Например, представим, что вы думаете о работе куратора онлайн-обучения. Это специалист, который сопровождает студентов от старта до финала обучения: помогает решить организационные вопросы, напоминает о сроках, поддерживает, мотивирует пройти обучение до конца, собирает обратную связь. 

Эта профессия отлично подходит для старта в онлайн-образовании. С позиции куратора удобно посмотреть, как работает онлайн-школа в целом, как выстроены процессы. Плюс обучение на куратора занимает всего 6 недель. То есть уже через 1,5 месяца вы можете начать зарабатывать в новой специальности. 

Остается вопрос: как начинающему специалисту с минимумом опыта или без него рассказать о себе работодателю, чтобы получить работу? 

Вы можете показать, какие навыки, полезные для работы куратором, вы получили на прошлых работах. Это могут быть:

  • быстрая скорость печати
  • грамотная письменная речь
  • опыт цифрового общения (хотя бы переписки в мессенджерах и соцсетях)
  • умение общаться с людьми
  • умение сглаживать конфликты и находить компромиссы
  • опыт онлайн-обучения. 

Другой пример. Представьте, что вы размышляете о профессии технический администратор онлайн-школы. Это специалист, который настраивает готовые сервисы для работы онлайн-школы: создает лендинги, настраивает рассылки сообщений и формы оплат, загружает учебные материалы на платформу, где происходит обучение. 

При этом, чтобы стать техадмином, не нужно быть программистом — код писать не придется. Зато пригодятся такие сильные качества, как:

  • умение читать инструкции и следовать им
  • умение работать на компьютере (достаточно базовых навыков уверенного пользователя)
  • умение настраивать сервисы под свои нужды. Например, если вы можете скачать новое приложение на телефон и разобраться, как оно устроено, самостоятельно, этот навык у вас есть
  • умение работать с таблицами, цифрами, данными. 

Все эти качества станут вашей опорой для быстрого старта в профессии. 

Шаг 5. Подумайте, где вы можете получить навыки, которых пока не хватает

Возможно, пока в вашем «чемоданчике» не хватает 2-3 важных навыков для старта в новой профессии. Подумайте, как вы можете их получить. 

Вы можете попробовать найти нужную информацию самостоятельно или пройти обучение в онлайн-школе. Лично мне больше нравится второй вариант, поскольку обучение в хорошей онлайн-школе — это:

  • хорошо структурированный контент, Вы получите актуальную информацию, которая вам необходима
  • не только теория, но и практика. На онлайн-курсах вы сможете потренироваться в нужных навыках и получить первый опыт
  • диплом, который вы сможете приложить к резюме
  • знакомства в сфере. Вы войдете в профессиональное сообщество и сможете развиваться в новой профессии быстрее
  • помощь в трудоустройстве. Например, в EdMarket работает Центр карьеры, специалисты которого помогают выпускникам пройти стажировку в онлайн-школе, получить первые заказы по новой профессии или устроиться на полный рабочий день. 

Надеюсь, мои советы помогут вам развиваться в профессии и находить интересную работу в перспективных сферах. Не бойтесь менять карьерный трек и стремиться к лучшему. У вас все получится!